Материалы
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 декабря
Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля
утвердить по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору прилагаемую методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.
Министр Ю.П.Трутнев
Утверждена приказом МПР России
от 17.12.2007 №333
МЕТОДИКА
РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ ДОПУСТИМЫХ СБРОСОВ ВЕЩЕСТВ И МИКРООРГАНИЗМОВ В ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
I. Назначение и область применения
1. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52, ст. 5498) нормативы допустимых сбросов веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов) – нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (НДС) не предусматривает разработку нормативов допустимых сбросов для радиоактивных веществ.
Величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды.
2. Нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта в соответствии со статьями 20 и 21 Федерального закона от 10 января
Расчетная величина норматива допустимого сброса тесно связана с числовым значением норматива качества вод водных объектов.
Нормативы качества воды разрабатываются для условий питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования, определяемых в соответствии с действующим законодательством.
3. Нормативы качества воды водного объекта включают:
- общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования;
- перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования;
- перечень ПДК веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения.
4. При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов, используемых для питьевых и хозяйственно-бытовых целей, нормативы качества вод или их природный состав и свойства выдерживаются на водотоках, начиная со створа, расположенного на
В водохранилищах и в нижнем бьефе плотины гидроэлектростанции, работающей в резко переменном режиме, учитывается возможность воздействия на пункты водопользования обратного течения при резкой смене режима работы электростанции или прекращении ее работы.
5. При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов рыбохозяйственного значения, нормативы качества поверхностных вод или их природные состав и свойства (в случае природного превышения этих нормативов) соблюдаются на протяжении всего участка водопользования, начиная с контрольного створа (контрольный створ - поперечное сечение водного потока, в котором контролируется качество воды), но не далее чем
6. В случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд для состава и свойств его вод принимаются наиболее жесткие нормы качества воды из числа установленных.
7. Для веществ, относящихся к 1-му и 2-му классам опасности при всех видах водопользования, НДС определяются так, чтобы для веществ с одинаковым лимитирующим признаком вредности (ЛПВ), содержащихся в воде водного объекта, сумма отношений концентраций каждого вещества к соответствующим ПДК не превышала 1.
8. Для сбросов сточных вод в черте населенного пункта НДС определяются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам.[1]
9. Если фоновая загрязненность водного объекта по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте, то НДС по этим показателям разрабатываются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам.
Для тех веществ, для которых нормируется приращение к природному естественному фону, НДС определяются с учетом этих допустимых приращений к природному фоновому качеству воды.
В числе естественных факторов, формирующих качество воды, рассматриваются факторы, не входящие в хозяйственное звено круговорота воды, включающее возвратные воды всех видов (сточные, сбросные и дренажные).
10. При сбросе теплообменных вод ТЭС, АЭС и других подобных объектов НДС разрабатываются на уровне концентраций нормированных веществ в воде водного объекта в месте водозабора (при условии водопользования одним водным объектом) или соблюдения в сточных водах нормативов качества воды для вида водопользования, установленного на рассматриваемом участке водного объекта - приемника сточных вод.
11. Исходная информация для разработки проекта НДС может быть получена в территориальных органах Росгидромета или принята по данным организаций, имеющих лицензию на выполнение работ, связанных с получением требуемых данных.
12. Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей (приложения 1, 2). Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс.[2]
Величины НДС проектируемых и строящихся (реконструируемых) организаций-водопользователей определяются в составе проектов строительства (реконструкции) этих организаций. Если при пересмотре или уточнении ранее установленного НДС окажется, что проектное значение сброса строящейся (реконструируемой) организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается проектное значение сброса.
13. При разработке НДС перерасчет массы вещества, сбрасываемого в час (г/час), на массу вещества, сбрасываемого в месяц (т/мес.), производится умножением допустимых концентраций вещества на объем сточных вод за соответствующий период (приложение 1).
14. НДС разрабатываются на пять лет. Пересмотр и уточнение НДС осуществляется до истечения срока их действия, в следующих случаях:
при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.);
при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса;
при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
15. Пересмотр и уточнение ранее утвержденных НДС может быть произведен как одновременно для совокупности водопользователей, расположенных в бассейне водного объекта в пределах водохозяйственного участка, так и индивидуально, для каждого отдельного водопользователя (отдельного выпуска).
16. При сбросе сточных вод во внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации расчет НДС производится с учетом степени смешения и разбавления сточных вод морской водой при условии соблюдения требований и нормативов установленного вида водопользования.
17. Критерии эффективности обеззараживания сточных вод, отводимых в водные объекты и допустимые изменения состава воды в водоемах и водотоках после выпуска в них очищенных сточных вод приведены в приложении 3.
18. В соответствии со ст. 44, 60 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст.2381; № 50, ст. 5279; 2007, № 26, ст. 3075) запрещается сброс сточных и(или) дренажных вод в водные объекты:
- содержащие природные лечебные ресурсы;
- отнесенные к особо охраняемым водным объектам.
Запрещается сброс сточных и(или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах:
-зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
-первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
-рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается:
1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов;
2) производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект;
3) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
19. Перечень нормируемых веществ формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточной воды. Фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных водах определяется как среднеарифметическое значение концентрации за год.
II. Методическая основа расчета нормативов допустимых сбросов
20. НДС разрабатываются в соответствии с нормативами допустимых воздействий на водные объекты (НДВ). Разработка НДС для расчетного водохозяйственного участка приведена в разделе IV для водотоков, в разделе VI для водохранилищ и озер, в разделе VIII для внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.
21. При расчете НДС для водохозяйственного участка, величины НДС устанавливаются с учетом предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в местах водопользования, ассимилирующей способности водного объекта и оптимального распределения массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды. Ассимилирующая способность водного объекта - способность водного объекта принимать определенную массу веществ в единицу времени без нарушения нормативов качества воды в контролируемом створе или пункте водопользования.
В связи со сложностью реализации расчета НДС для совокупности организаций-водопользователей возможно применение пакетов прикладных программ, обеспечивающих расчеты НДС.
При расчете НДС для водопользователей, расположенных в пределах водохозяйственного участка, необходимо соблюдение следующего условия:
∑ НДС + ∑Lim ≥ 0,8 НДВхимупр, (1)
где ∑ НДС – сумма нормативов допустимых сбросов по выпускам сточных вод, расположенным в пределах расчетного водохозяйственного участка, т/год;
∑Lim – сумма лимитов на сброс загрязняющих веществ со сточными водами по выпускам сточных вод, расположенным в пределах расчетного водохозяйственного участка, т/год;
0,8 НДВхимупр – 80% норматива допустимого воздействия по привносу химического вещества для водопользователей, имеющих управляемые и потенциально управляемые источники загрязнения, т/год.
Оставшиеся 20% НДВхимупр используются с учетом перспективы развития территории и появления новых выпусков сточных вод.
При достижении:
∑ НДС + ∑Lim = НДВхимупр (2)
проводится перерасчет нормативов допустимого сброса по указанному выше принципу. Перерасчет НДС в первую очередь проводится за счет уменьшения значений лимитов на сброс загрязняющих веществ со сточными водами.
22. В случае отсутствия утвержденных в установленном порядке НДВ, величины НДС рассчитываются для отдельных водопользователей.
23. Если при расчете величины НДС отсутствует достоверная информация о качестве воды выше сброса, то проводится расчет фоновых концентраций химических веществ в установленном порядке. До установления фоновых концентраций следует соблюдать нормативные требования к составу и свойствам сточных вод, обеспечивающие выполнение требований к качеству вод водного объекта.
24. При расчете НДС необходимо учитывать технико-экономические характеристики производства, системы очистки, а также оборотного или повторного использования воды каждой конкретной организации.
III. Расчет величин НДС для отдельных выпусков сточных вод в водотоки
25. Величины НДС определяются для всех категорий водопользователей как произведение максимального часового расхода сточных вод - (м3/ч) на допустимую концентрацию загрязняющего вещества Сндс (г/м3). При расчете условий сброса сточных вод сначала определяется значение Сндс, обеспечивающее нормативное качество воды в контрольных створах с учетом требований Методики, а затем определяется НДС согласно формуле:
НДС =q Сндс (3)
Необходимо подчеркнуть обязательность требования увязки сброса массы вещества, соответствующей НДС, с расходом сточной воды. Например, уменьшение расхода при сохранении величины НДС будет приводить к концентрации вещества в водном объекте, превышающей ПДК.
Если фоновая концентрация загрязняющего вещества в водном объекте превышает ПДК, то Сндс определяется в соответствии с п. 1 настоящей Методики. В противном случае для определения Сндс в зависимости от типа водного объекта используются расчетные формулы, приведенные в разд. III.
Фоновая концентрация химического вещества – расчетное значение концентрации химического вещества в конкретном створе водного объекта, расположенном выше одного или нескольких контролируемых источников этого вещества, при неблагоприятных условиях, обусловленных как естественными, так и антропогенными факторами воздействия.
26. Основная расчетная формула для определения Сндс без учета неконсервативности вещества имеет вид:
Сндс=n(Спдк - Сф)+Сф (4)
где: Спдк - предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в воде водотока, г/м3;
Сф - фоновая концентрация загрязняющего вещества в водотоке (г/м3) выше выпуска сточных вод, определяемая в соответствии с действующими методическими документами по проведению расчетов фоновых концентраций химических веществ в воде водотоков;
n - кратность общего разбавления сточных вод в водотоке, равная произведению кратности начального разбавления на кратность основного разбавления ( основное разбавление, возникающее при перемещении воды от места выпуска к расчетному створу)
n=nн * nо (5)
С учетом неконсервативности загрязняющего вещества расчетная формула имеет вид:
Сндс= n(Сндсekt-Сф)+Сф (6)
где: k - коэффициент неконсервативности органических веществ, показывающий скорость потребления кислорода, зависящий от характера органических веществ, 1/сут;
t - время добегания от места выпуска сточных вод до расчетного створа, сутки.
Значения коэффициента неконсервативности принимаются по данным натурных наблюдений или по справочным данным и пересчитываются в зависимости от температуры и скорости течения воды реки.
При установлении НДС по БПК расчетная формула имеет вид:
Сндс= n((Cпдк-Ссм)ek0t -Сф)+Сф (7)
где: k0 - осредненное значение коэффициента неконсервативности органических веществ, обусловливающих фона и сточных вод, 1/сут;
Cсм - БПКполн - обусловленная метаболитами и органическими веществами, смываемыми в водоток атмосферными осадками с площади водосбора на последнем участке пути перед контрольным створом длиной 0,5 суточного пробега.
Значение принимается равным: для горных рек – 0,6 0,8 г/м3; для равнинных рек, протекающих по территории, почва которой не слишком богата органическими веществами – 1,7 2 г/м3; для рек болотного питания или протекающих по территории, с которой смывается повышенное количество органических веществ – 2,3 2,5 г/м3. Если расстояние от выпуска сточных вод до контрольного створа меньше 0,5 суточного пробега, то принимается равной нулю.
Определение норматива допустимого сброса по концентрации взвешенных веществ. Допустимая концентрация взвешенных веществ m, в спускаемых в водоем сточных водах определяется по уравнению (в соответствии с санитарными правилами):
γQb+qm=(γQ+q)(b+q) (8)
откуда
m=p(γQ/q+1)=b (9)
где γ - коэффициент смешения, определяемый по формуле (22);
b – содержание взвешенных веществ в воде водного объекта до спуска сточных вод, г/м3; р – допустимое по санитарным правилам увеличение содержания взвешенных веществ в водном объекте после спуска сточных вод, г/м3;
Q, q – расходы соответственно речных и сточных вод, м3/сут.
При установлении НДС по БПК с учетом требований к содержанию растворенного кислорода рекомендуется использовать формулы, приведенные в справочнике проектировщика (Канализация населенных мест и промышленных предприятий).
Допустимое изменение температуры воды водного объекта после выпуска в них очищенных сточных вод.
Для водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового назначения летняя температура воды в результате сброса сточных вод не должна повышаться более чем на 3°С по сравнению со среднемесячной температурой воды самого жаркого месяца года за последние 10 лет.
Для водных объектов рыбохозяйственного назначения температура воды не должна повышаться по сравнению с естественной температурой водного объекта более чем на 5°С с общим повышением температуры не более чем до 20°С летом и 5°С зимой для водных объектов, где обитают холодноводные рыбы (лососевые и сиговые), и не более чем до 28°С летом и 8°С зимой. В местах нерестилищ налима запрещается повышать температуру воды зимой более чем до 2°С.
IV. Расчет величин НДС для водохозяйственного участка водотока
30. Расчет величин НДС для водохозяйственного участка определяется из решения задачи математического программирования.
31. Для формирования модели водного объекта водоток разбивается на секции с постоянным расходом, в пределах которых все параметры модели можно принять постоянными, границы секций совмещаются с местами сброса сточных вод, водозаборами, устьями притоков, створами, в которых контролируется качество воды, и местами резкого изменения гидрометрических характеристик водотока. При совпадении места водозабора с местом сброса сточных вод или устьем притока, для этого водозабора вводится отдельная секция нулевой протяженности. Для каждого притока и основной реки помимо створов контроля качества воды необходимо указать расчетный створ в устье и начальный створ, и качество воды в истоке реки. Все створы нумеруются последовательно от истока к устью для каждого притока и основной реки. Аналогично нумеруются расчетные секции.
33. Модель водного объекта по формулам (30) - (35) предполагает полное и мгновенное смешение речных и сточных вод и предназначена для расчета водоохранных мероприятий на перспективу, когда учет степени смешения речных и сточных вод затрудняется из-за отсутствия исходных данных.
При расчетах на ближайший период, а также при наличии необходимых данных при перспективных расчетах для учета степени смешения речных и сточных вод может быть применен описанный выше метод В. А. Фролова - И. Д. Родзиллера либо другие упрощенные методы расчета разбавления (см. п. 29).
V. Расчет НДС для отдельных выпусков в водохранилища и озера
39. Величины НДС для выпусков сточных вод в водохранилища и озера определяются по приведенным ниже расчетным формулам, аналогичным формулам п. 26.
Значения коэффициента неконсервативности принимаются по данным натурных наблюдений или по справочным данным и пересчитываются в зависимости от температуры и скорости течения в водоеме.
Значение принимается равным: для горных водоемов – 0,6 0,8 г/м3; для равнинных водоемов, расположенных на территории, почва которой не слишком богата органическими веществами – 1,7 2 г/м3; для водоемов, расположенных на болотистой территории или территории, с которой смывается повышенное количество органических веществ – 2,3 2,5 г/м3. Если расстояние от выпуска сточных вод до контрольного створа меньше 0,5 суточного пробега, то принимается равной нулю.
При установлении НДС по БПК с учетом требования к содержанию растворенного кислорода, а также при установлении НДС по взвешенным веществам рекомендуется использовать формулы из раздела III.
40. При наличии в водоеме устойчивых ветровых течений для расчета кратности общего разбавления может быть использован метод М.А. Руффеля. В расчетах по этому методу рассматриваются два случая:
а) выпуск в мелководную часть или в верхнюю треть глубины водоема, загрязненная струя распространяется вдоль берега под воздействием прямого поверхностного течения, имеющего одинаковое с ветром направление;
б) выпуск в нижнюю треть глубины водоема, загрязненная струя распространяется к береговой полосе против выпуска под воздействием донного компенсационного течения, имеющего направление, обратное направлению ветра.
Метод М.А. Руффеля имеет следующие ограничения: глубина зоны смешения не превышает
41. Если не выполняются условия применимости метода М.А. Руффеля, то расчет кратности начального разбавления выполняется согласно п. 27. Расчет кратности основного разбавления может быть выполнен численным методом А.В. Караушева.
42. Если ветровые течения в водоеме имеют регулярно попеременное направление либо берега водоемов имеют неспокойную линию, а выпуск осуществляется в заливную или мысовую часть, либо зимой после ледостава отсутствуют ветровые течения, то описанные выше методы неприменимы. В этих случаях необходимо разрабатывать с участием специализированных научно-исследовательских организаций методы расчета, ориентированные на решение конкретных задач.
VI. Расчет величин НДС для совокупности выпусков в водохранилища и озера, расположенных в пределах водохозяйственного участка
43. Совокупность выпусков сточных вод для водоема составляют выпуски, сточные воды которых сбрасываются непосредственно в водоем.
44. Реки, впадающие в водоем следует рассматривать как береговые выпуски сточных вод. При этом концентрации веществ в устьях рек определяются заранее или описываются уравнением вида (30).
45. НДС для всех выпусков из рассматриваемой совокупности определяются из решения задачи математического программирования. Критерий оптимальности - минимум суммарных приведенных затрат на достижение НДС вида (29):
49. Матрица описывает внутренний круговорот биогенных элементов в водном объекте. Поскольку для водоемов время водообмена, как правило, превышает характерное время обращения биогенных элементов по указанному циклу, то моделируемая в нем группа показателей — , азот аммонийный, азот нитритов и азот нитратов должна рассчитываться только совместно. Изолированный расчет этих показателей или расчет для неполной группы могут привести к значительному занижению расчетных концентраций и, следовательно, к установлению недостаточно жестких НДС.
52. Кратность разбавления определяется по формуле (3) как произведение кратности начального разбавления и кратности основного разбавления . Значения определяются по формулам (47) (48) или, если не выполняются условия применимости метода М. А. Руффеля - согласно п. 27. Значения определяются по формулам (53) - (59) или численным методом А. В. Караушева.
53. Модель комплекса водоохранных мероприятий при расчете НДС веществ в водоемы полностью совпадает с описанной ранее моделью (37) - (39) комплекса водоохранных мероприятий для случая расчета НДС веществ в водотоки.
54. В результате решения задачи оптимизации (29), (60), (61), (34) - (39) определяются оптимальные доли расхода сточных вод, проходящие по различным технологическим маршрутам очистки и использования . После этого по формулам (41) - (43) определяются величины расходов сбрасываемых сточных вод - , концентрации веществ в сточных водах – и НДС веществ на выпусках сточных вод - НДСi, i=1,…..,N.
VII. Расчет НДС для отдельных выпусков во внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации
55. Расчет НДС веществ для выпусков сточных вод в море производится в тех случаях, когда допускается отведение сточных вод в морскую среду, при этом величины НДС определяются в соответствии с п. 25 по приведенным ниже формулам.
56. Выпуск, удаленный от других выпусков на расстояние более
58. Кратность общего разбавления определяется по формуле (3) и зависит от гидрологических условий района размещения выпуска сточных вод и его конструктивных характеристик. Поэтому при установлении НДС следует учитывать возможность оптимизации конструкции оголовка и места выпуска сточных вод для уменьшения затрат на очистку сточных вод.
59. Известные методики определения кратности начального разбавления позволяют производить расчет ее значения независимо от типа выпуска (сосредоточенный или рассеивающий), так как конструкции выпусков обеспечивают отсутствие взаимного влияния струй сточных вод в зоне начального разбавления.
63.При наличии устойчивой стратификации морской среды по плотности для расчета кратности начального разбавления могут использоваться модели, описывающие поведение струи в стратифицированной среде.
64. В любом случае, если расчетная кратность начального разбавления окажется меньше 1, то для дальнейших вычислений следует принять .
65. Расчеты кратности основного разбавления основаны на решении уравнения турбулентной диффузии и могут выполняться численным или аналитическим методами.
68. Расчет кратности основного разбавления для выпусков сложной конфигурации, например, U-образной, либо при направлении течения под произвольным углом к оси оголовка выпуска подробно рассмотрен в рекомендациях по расчету рассеивающих выпусков сточных вод в реки и водоемы.
VIII. Расчет НДС для совокупности выпусков во внутренние морские воды, расположенных в пределах расчетного водохозяйственного участка, и в территориальное море Российской Федерации
69. Совокупностью выпусков сточных вод можно считать выпуски, расположенные на расстоянии не более
70. Реки, впадающие в море, следует рассматривать как береговые выпуски сточных вод. При этом концентрации веществ в устьях рек определяются заранее или описываются уравнением вида (30), начальное разбавление принимается равным 1 и длина начального участка разбавления - равной 0.
71. НДС для всех выпусков из рассматриваемой совокупности определяется из решения задачи математического программирования.
74. Модель комплекса водоохранных мероприятий при расчете НДС веществ в прибрежные зоны морей полностью совпадает с описанной ранее моделью [(37) - (39)] комплекса водоохранных мероприятий для случая расчета НДС веществ в водотоки.
75. В результате решения задачи оптимизации [(29), (88), (36) - (39)] определяются оптимальные доли расхода сточных вод, проходящие по различным технологическим маршрутам очистки и использования . После этого по формулам (41) - (43) определяются расходы обрабатываемых сточных вод - , концентрации веществ в сточных водах – Сндсi и НДС веществ на выпусках сточных вод - НДСi, i=1,…..N.
IX. Расчетные условия
76. Расчетные условия для определения НДС веществ и реализующих их водоохранных мероприятий включают:
гидрографические и морфометрические характеристики рек, расчетные гидрологические, гидравлические и гидрохимические характеристики речного стока в контрольных и расчетных (фоновых, устьевых и т.п.) створах, характеристики самоочищения рек бассейна;
расчетные количественные и качественные характеристики основных составных речного стока, формирующихся на участках между смежными по течению створами: подземного питания (стока) рек, поверхностного стока с промышленно-селитебных (застроенных), сельскохозяйственных (пахотных) и естественных (непахотных) территорий водосбора;
заданные или расчетные значения характеристик водозаборов, расходов и состава сбрасываемых сточных вод, сработки водохранилищ, перебросок стока, откачки подземных вод и т.п.;
характеристики размещения пунктов водопользования и других хозяйственных воздействий на сток по гидрографической сети, требования водопользователей к качеству воды;
77. Основные требования при выборе расчетных условий:
расчетные условия должны назначаться исходя из требований водопользователей к состоянию рек (расходам, качеству воды и их режиму) в контрольных створах или на участках между ними;
расчетные характеристики речного стока, его составляющих и влияющей на реки хозяйственной деятельности ввиду асинхронности их изменений должны рассматриваться совмещение во времени и по условиям водности года;
расчетные значения речного стока, его составляющих и влияния хозяйственной деятельности должны быть сбалансированы по течению реки, что достигается при максимальной детализации их рассмотрения;
расчетное качество воды в фоновых и контрольных створах должно определяться для условий достижимых на наилучших существующих технологиях очистки сточных вод характеристик сбрасываемых сточных вод, чтобы исключить неоптимальное использование ассимилирующей способности рек из-за отсутствия или неудовлетворительной работы водоохранных сооружений;
лимитирующие расчетные условия рек должны соответствовать совмещенным во времени значениям их количественных и качественных характеристик с учетом влияния хозяйственной деятельности, формирующим лимитирующие величины ассимилирующей способности рек по отдельным нормированным веществам или их группам на участках между контрольными створами; допускается при надлежащем обосновании определять лимитирующие расчетные условия рек бассейна по результатам расчетов для наиболее неблагоприятных сезонов (зимнего, летнего и, в ряде случаев, осеннего) маловодного года с учетом рассмотрения, при необходимости, лет более высокой расчетной водности;
расчетные условия для проектирования водоохранного сооружения должны соответствовать наиболее неблагоприятным значениям прогнозных характеристик реки, принимающей сточные вода, за период эксплуатации данного сооружения.
78. Для стандартизации процедуры выбора расчетных условий, формирующих лимитирующие величины ассимилирующей способности рек бассейна, необходимо применять следующее определение отдельных характеристик рек и хозяйственных факторов:
а) расходы забираемой воды и сбрасываемых сточных вод - максимальные часовые по лимитирующим сезонам года за период действия разрабатываемых НДС веществ;
б) составы сбрасываемых сточных вод - соответствующие достижимым на наилучших существующих технологиях очистки сточных вод;
в) расходы воды рек на незарегулированных (необводняемых) участках - расчетные среднемесячные года 95%-й обеспеченности с учетом влияния хозяйственной деятельности (допускается при надлежащем обосновании ограничиваться рассмотрением расчетных минимальных среднемесячных расходов по лимитирующим сезонам года 95%-й обеспеченности);
г) расходы воды рек на зарегулированных (обводняемых) участках - равные установленным гарантированным попускам (переброскам) воды с учетом влияния хозяйственной деятельности (не ниже расчетных минимальных среднемесячных расходов по лимитирующим сезонам года 95%-й обеспеченности);
д) фоновое качество воды рек - расчетное для условий принятых расчетных расходов воды по лимитирующим сезонам года, соответствующих им расчетных характеристик подземного и поверхностного стока, водозаборов, гидротехнических мероприятий, а также расходов и составов сточных вод, достижимых на наилучших существующих технологиях очистки сточных вод;
е) расстояния до створов - по фарватеру в километрах;
ж) скорости течения, морфометрические характеристики, коэффициенты смешения и неконсервативности - осредненные для участков рек между смежными по течению створами при принятых расчетных расходах воды по лимитирующим сезонам года; при отсутствии данных о значениях коэффициентов неконсервативности для рассматриваемых рек, их значения могут быть приняты по справочной литературе;
з) величины поверхностного стока — соответствующие расчетным приращениям поверхностной составляющей стока рек на участках между смежными по течению створами при принятых расчетных расходах воды по лимитирующим сезонам года;
и) величины (количество) атмосферных осадков - наблюденные месячные на участках водосборов между смежными створами гидропостов, совмещенные во времени с наблюденными среднемесячными расходами рек, близкими к принятым расчетным по лимитирующим сезонам года;
к) величины поверхностного стока с застроенных территорий - расчетные с учетом их площадей, принятых величин осадков и коэффициентов стока;
л) величины поверхностного стока с сельскохозяйственных (пахотных) и естественных (непахотных) территорий - соответствующие приращениям поверхностной составляющей стока рек (за вычетом расходов поверхностного стока с застроенных территорий) на участках между смежными по течению створами с учетом соотношений коэффициентов стока с данных типов территорий и их площадей;
м) составы поверхностного дождевого стока с застроенных территорий - расчетные в стоке дождевых вод при значениях периода однократного превышения расчетной интенсивности дождя в пределах от 0,05 до 0,1 года;
н) составы поверхностного дождевого стока с сельскохозяйственных и естественных территорий - расчетные по сезонам года в жидком и твердом стоке максимальных дождевых паводков 25%-й обеспеченности;
о) величины подземного стока - соответствующие расчетным приращениям подземной составляющей стока рек на участках между смежными по течению створами при принятых расчетных расходах воды по лимитирующим сезонам года;
п) величины дренажного стока - расчетные максимальные среднемесячные по лимитирующим сезонам года 95%-й обеспеченности;
р) концентрации веществ в дренажных водах - максимальные среднемесячные по лимитирующим сезонам года при расчетных величинах дренажного стока.
79. Выбор расчетных условий для водоемов производится аналогично применяемым для рек с учетом специфики водоемов.
К специфичным условиям относятся:
а) объемы и уровни воды в водоеме - расчетные минимальные среднемесячные по лимитирующим сезонам года 95%-й обеспеченности;
б) величины поверхностного и подземного стока с водосбора - соответствующие расчетным модулям составляющих стока рек, впадающих в водоем, или рек-аналогов при минимальных среднемесячных расходах воды по лимитирующим сезонам года 95%-й обеспеченности;
в) скорость водообмена водоема - расчетная для условий лет 95%-й обеспеченности;
г) частоты и скорости ветров вдоль берегового и нормального к берегу направлений, характеристики подледного течения воды;
д) время добегания до контрольного створа - расчетное по кратчайшему расстоянию при максимальной скорости переноса водных масс (с учетом влияния ветра);
е) ассимилирующая способность водоема - расчетная при максимальной стратификации водных масс, минимальных коэффициентах смешения и коэффициентах неконсервативности веществ по лимитирующим сезонам года 95%-й обеспеченности.
80. В качестве расчетных условий для прибрежных вод морей принимают:
а) гидрологические и гидрохимические данные водного объекта для наименее благоприятного периода;
б) санитарные показатели состава и свойств воды в период ее наиболее интенсивного использования;
в) фоновую концентрацию нормированного вещества, определяемую вне зоны влияния выпуска (на расстоянии более
г) характерную минимальную скорость морского течения, соответствующую среднемесячной 95%-й обеспеченности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
К Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей
Образец
Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты,
представляемые на утверждение (с оборотом)
Согласовано Утверждаю
Федеральная служба по гидрометеорологии Федеральное агентство
и мониторингу окружающей среды водных ресурсов
(должностное лицо) (должностное лицо)
М.П. « » 200 г. М.П. « » 200 г.
(подпись) (подпись)
Федеральная служба по надзору
в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека
(должностное лицо)
М.П. « » 200 г.
(подпись)
Государственный комитет Российской
Федерации по рыболовству
(должностное лицо)
М.П. « » 200 г.
(подпись)
Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору
(должностное лицо)
М.П. « » 200 г.
(подпись)
Норматив(ы) допустимого сброса
в
(наименование водного объекта и водохозяйственного участка)
Рег. №
- Реквизиты водопользователя:
Адрес:
ИНН:
Ф.И.О. и телефон должностного лица, ответственного за водопользование, его должность
- Цели использования водного объекта
- Место сброса сточных и (или) дренажных вод (географические координаты)___ _______________________________________________________________________
- Категория сточных вод______________________________________________________
- Утвержденный расход сточных вод для установления НДС м3/час
- Утвержденный норматив допустимого сброса веществ и микроорганизмов**.
6.1. Утвержденный норматив допустимого сброса веществ в водный объект.
(сброс веществ, не указанных ниже, запрещен)
Наименование выпуска:
№ п/п |
Наименова-ние веществ |
Класс опас-ности |
Допустимая концентрация мг\дм3 |
Утвержденный норматив допустимого сброса веществ |
|||||||||
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
|||||||||
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Утвержденный норматив допустимого сброса веществ |
Утвержденный норматив допустимого сброса веществ* |
|||||||||||||
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
||||||||
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
т/год |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Перерасчет в т/год производится суммированием т/мес.
6.2. Утвержденный норматив допустимого сброса микроорганизмов в водный объект.
Наименование выпуска:
№ п/п |
Показатели по видам микроорганизмов |
Допустимое содержание (КОЕ/100 мл, БОЕ/100 мл) |
Утвержденный допустимый норматив сброса микроорганизмов |
Ед/час |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
** Для согласования и утверждения проектов НДС представляются: пояснительная записка, содержащая гидрологическую и гидрохимическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных вод, данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные воды, составе очистных сооружений, эффективности очистки, соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам, данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта после сброса сточных вод, величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС, их обоснование, расчет НДС.
- Утвержденные свойства сточных вод:
- плавающие примеси (вещества) не допускаются
- окраска 3) запахи, привкусы
4) температура (ºС) 5) реакция (рН) __________________6,5-8,5
6) коли-индекс не более 1000 7) растворенный кислород 4-6 мг/дм3
8) ХПК 9) БПКполн.
10) минерализация_______________________________________________________________
- Наименование и адрес организации, разработавшей проект НДС
Руководитель организации
(водопользователь) (подпись) Ф.И.О.
М.П. « »200 г.
НДС утвержден « »200 г. на срок до « »200 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
К Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей
Образец
Фактический сброс веществ и микроорганизмов
в
(наименование водного объекта и водохозяйственного участка)
(с оборотом)
Рег. №
1.Реквизиты водопользователя:
Адрес:
ИНН:
Ф.И.О. и телефон должностного лица, ответственного за водопользование, его должность
2.Цели использования водного объекта
3.Место сброса сточных и (или) дренажных вод (географические координаты) _____________________________________________________
4.Категория сточных вод______________________________________________________
5.Фактический расход сточных вод тыс.м3/год м3/час
6. Фактический сброс веществ и микроорганизмов (за предыдущие 5 лет).
6.1. Фактический сброс веществ в водный объект.
Наименование выпуска:
№ п/п |
Наименова-ние веществ |
Класс опас-ности |
Фактическая концентрация мг\дм3 |
Фактический сброс веществ |
|||||||||
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
|||||||||
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фактический сброс веществ |
Фактический сброс веществ |
|||||||||||||
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
||||||||
г/ч |
т/год |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
т/год |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.2. Фактический сброс микроорганизмов в водный объект.
Наименование выпуска:
№ п/п |
Показатели по видам микроорганизмов |
Фактическое содержание (КОЕ/100 мл, БОЕ/100 мл) |
Фактический сброс микроорганизмов |
ед/час |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
2007 год |
|||
|
|
|
|
2006 год |
|||
|
|
|
|
i год |
7.Наименование и адрес организации, разработавшей проект НДС
Руководитель организации
(водопользователь) (подпись) Ф.И.О.
М.П. « »200 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
К Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей
Критерии эффективности обеззараживания сточных вод,
отводимых в водные объекты
|
|
Допустимые остаточные уровни |
|
|
Сточные воды, отводимые в водные объекты
|
NN |
Показатели |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Общие колиформные бактерии (КОЕ/100 мл), не более |
100 |
2 |
Колифаги (БОЕ/100 мл по фагу М2), не более |
100 |
3 |
Термотолерантные колиформные бактерии (КОЕ/100 мл), не более |
100 |
4 |
Фекальные стрептококки (КОЕ/ 100 мл), не более |
10 |
5 |
Патогенные микроорганизмы |
отс. |
8 |
Специфические вещества, образующиеся в результате обеззараживания |
Регламентируются в соответствии с требованиями санитарных норм и правил |
Допустимые изменения состава воды в водоемах и водотоках после выпуска в них очищенных сточных вод
Показатели |
Цели водопользования |
||||||
|
хозяйственно-питьевые нужды населения |
коммунально-бытовые нужды населения |
нужды рыбного хозяйства
|
||||
|
|
|
высшая и первая категории |
вторая категория
|
|||
1 |
2
|
3
|
4
|
5
|
|||
Возбудители заболеваний
|
Вода не должна содержать возбудителей заболеваний, в том числе жизнеспособные яйца гельминтов (аскарид, власоглав, токсокар, фасциол), онко-сферы тенниид и жизнеспособные цисты патогенных кишечных простейших
|
||||||
Лактоположительные кишечные палочки (ЛПК) не более |
10000 в 1 куб. дм
|
5000 в 1 куб. дм
|
-
|
-
|
|||
Колифаги (в бляшко-образующих единицах) |
100 в 1 куб. дм
|
100 в 1 куб. дм
|
-
|
-
|
|||
Токсичность воды
|
|
|
Сточная вода на выпуске в водный объект не должна оказывать острого токсического действия на тест-объекты.Вода водного объекта в контрольном створе не должна оказывать хронического токсического действия на тест-объекты |
||||
Примечание. Прочерк означает, что показатель не нормирован. |
|||||||
Интенсивность загрязнения сточных вод по микробиологическим показателям
(ориентировочные данные)
|
|
Микробиологические показатели
|
||||
NN
|
Вид сточных вод
|
Общие колиформные бактерии КОЕ/100 мл |
Колифаги БОЕ/100 мл
|
Вирусы БОЕ/100 мл
|
Сальмо- неллы КОЕ/л
|
Туберку- лезная палочка
|
1 |
Хозяйственно-бытовые сточные воды |
106-108 |
103-104 |
до 103 |
102-106 |
+ |
2 |
Городские сточные воды (соотношение х/бытовых и пром. сточных вод 60:40) |
105-107 |
103-104 |
до 103 |
103-104 |
+ |
3 |
Сточные воды животноводческих комплексов |
108-109 |
107 |
107 |
105 |
- |
4 |
Стоки инфекционных больниц |
103-105 |
- |
+ |
+ |
+ |
5 |
Шахтные и карьерные воды |
104-105 |
- |
до 100 |
- |
- |
6 |
Дренажные воды |
104-106 |
- |
- |
- |
- |
7 |
Поверхностно- ливневые сточные воды |
105-108 |
100-3000 |
- |
- |
- |
[1] При сбросе сточных вод в водный объект через рассеивающие выпуски, гарантирующие необходимое смешение и разбавление сбрасываемых вод, нормативные требования к составу и свойствам воды должны обеспечиваться в створе начального разбавления рассеивающего выпуска.
[2] За исключением показателей, значения которых возрастают после биологической очистки (например, нитриты и нитраты).